Формирование самостоятельности ребёнка с ОПФР в быту

Формирование самостоятельности ребёнка с ОПФР в быту

-задача первостепенной важности для родителей и достаточно длительный по времени процесс.

Три основных этапа

  • Формирование физической и бытовой самостоятельности
  • Формирование учебной самостоятельности
  • формирование личностной самостоятельности

 Самообслуживание включает в себя весьма сложные по своей структуре навыки, которыми должен овладеть ребенок. Для ребенка здесь могут возникнуть два типа затруднений:

?в определении и усвоении последовательности операций, с одной стороны,

?в овладении каждой из них—с другой.

Для детей с нарушением развития используется наиболее простая форма организации трудовой (бытовой) деятельности – поручения «Принеси лейку», «Намочи тряпочку», «Выброси мусор»…

Прием пищи

Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Детей надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Умывание

Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Навыки одевания, раздевания

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду     лучше с майки, трусов, шапки, т.е. с одежды, не требующей застегивания.

  • Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т.д

 В систему мероприятий эффективно вводить разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия и находить выходы из жизненных ситуаций. Например активно используется метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностей.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: