Диагностика РАС. Скрининговый тест M-CHAT

Диагностика РАС. Скрининговый тест M-CHAT

Диагностические критерии аутизма: чек-лист для родителей и специалистов


На какие особенности поведения ребенка следует обратить внимание родителям, если они подозревают у него аутизм? Перевод на русский язык диагностических критериев РАС, описанных в DSM-V, будет полезен как семьям с особыми детьми, так и помогающим специалистам.

А. Стойкая недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия во многих ситуациях, проявляющаяся в нижеперечисленных областях, в настоящее время или ранее.

A1. Дефицит социально-эмоциональной взаимности; в диапазоне от отклоняющегося от нормы социального обращения и трудностей поддержания диалога по очереди до снижения умения разделять интересы, эмоции, чувства другого человека и полного отсутствия попыток начать социальное взаимодействие или ответить на него.
A2. Недостаточность невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия; в диапазоне, к примеру, от слабо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации до трудностей использования языка тела и зрительного контакта или от недостаточного понимания жестов и их использования до полного отсутствия невербальной коммуникации и выражения эмоций на лице.
A3. Дефициты в развитии, поддержании и понимании отношений; в диапазоне от сложностей в подстройке поведения к требованиям различных социальных ситуаций, сложностей с участием в играх, требующих воображения, трудностей с приобретением друзей до очевидного отсутствия интереса к людям.


B. Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или активности, проявляющиеся в настоящее время или ранее. 


B1. Стереотипное или повторяющееся использование движений, объектов, предметов или речи (например, простые двигательные стереотипии, выстраивание игрушек или переворачивание предметов, эхолалия, использование объектов или идиосинкразических фраз)
B2. Настойчивое требование одинаковости / постоянства, чрезмерное следование рутинам, ритуализированные паттерны вербального и невербального поведения (например, сильный стресс даже при небольших изменениях, трудности с переходами, ригидные паттерны мышления, ритуалы приветствия, потребность в одном и том же маршруте или еде)
B3. Крайне ограниченные, фиксированные интересы, аномальные по интенсивности или фокусу (например, сильная привязанность или озабоченность необычными объектами, чрезмерно ограниченные или персеверативные интересы)
B4. Гипер- или гипореактивность к сенсорным ощущениям или необычные интересы к сенсорным аспектам окружения (такие как нечувствительность к боли / теплу / холоду, искаженные ответы на специфические звуки или текстуры, обнюхивание и ощупывание объектов, увлеченность разглядыванием света или движения)

Источник: Carpenter L. DSM-5 Autism Spectrum Disorder. Guidelines & Criteria Exemplars. 2013. CDC ADDM. Пер. с англ.: Т. Морозова, С. Довбня. 2018.
По материалам фонда «Обнаженные сердца»

 

Пройти скрининговый тест M-CHAT для выявления признаков РАС в раннем возрасте можно по ссылке.   

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: