Дети "дождя" или детский аутизм

«Дети дождя» или детский аутизм

Что такое аутизм?

Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком.

Что вызывает аутизм?

Эксперты считают, что аутизм может иметь генетическую предрасположенности в своей основе. Ученые пытаются выяснить, какие именно гены могут нести ответственность за сбой в системе мозга человека и какой принцип лежит в наследовании болезни.

Другие исследователи полагают, что аутизм может быть связан и с другими медицинскими проблемами или факторами окружающей среды.

Некоторые люди думают, что детские вакцины, особенно против кори, свинки и краснухи, вызывают аутизм. Но ни одно исследование пока не подтвердило этого.

Каковы симптомы аутизма?

Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения детей:         

- стремление уйти от общения;

- избегание зрительного контакта;

- ограничение контактов даже с близкими людьми;

- неспособность играть с другими детьми;

- отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;

- стереотипность в поведении, повторяющиеся монотонные движения;

- страхи;

- агрессия, самоагрессия;

- задержка речевого и интеллектуального развития.

Как диагностируется аутизм?

Основные симптомы можно разделить на несколько категорий:

  • Социальные взаимодействия и отношения. Например, у ребенка могут возникнуть проблемы со зрительным контактом. Люди с аутизмом по-другому воспринимают время, тяжело переживают обиды, боль.
  • Вербальных и невербальных коммуникаций. Например, ребенок просто не может говорить. Или он может часто повторять определенные фразы снова и снова.
  • Ограниченные интересы в деятельности или игры. Например, дети младшего возраста часто фокусируются на части игрушки, а не играют с целой игрушкой. Приходят в восторг от пустой бутылки и впадают в истерику при виде синего цвета.

Как лечить аутизм?

Лечение аутизма включает в себя специальные методы, в основе которых лежит поведение человека.

Это может быть поощрение хорошего поведения (положительное подкрепление, стимулирование нужного поведения). Они используются для того, чтобы приспособить ребенка к социуму, научить нормам поведения. Пока — вы стимулируете его, позже – он сам научится этому.

Ребенок с данным заболеванием не способен к самоконтролю, ему гораздо тяжелее контролировать свои действия, особенно без тренировки. Тренировкой станет ваша стимуляция (сладость, развлечение). Даже здоровому малышу вначале необходимо положительное подкрепление его действий, дети с аутизмом добиваются самоконтроля дольше и труднее. Помните, чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем легче он приобретет эту способность. Ваша работа должна быть терпеливой, постоянной и с верой в своего ребенка.

Лечение аутизма многогранно. В зависимости от ребенка оно может включать терапию речи или физическую терапию. Люди с аутизмом такие разные, и то, что помогает одному человеку, не может помочь другому.

Если вы подозреваете у ребенка аутизм, то для постановки правильного диагноза и проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его специалистам.

Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику. Ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным только в кругу близких ему людей.

Пожелания родителям детей с нарушениями аутистического спектра

Основная работа по воспитанию и обучению ребенка ложится, в первую очередь, на  близких ему людей. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно сострадательна» Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира ребенок с нарушением аутистического спектра  может пройти только вместе с близкими.

 Это потребует от родителей и близких большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет  опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.

Постараемся понять родителей аутичных детей, понимая, в какой нелегкой ситуации они находятся. Призовем лишь думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.

Главный принцип – соблюдение интересов ребенка.

Родителям важно научиться не  сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь.

Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать.

Близким  придется в интересах ребёнка  во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из родителей  необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.

Игры с  аутичным ребёнком

Часто родители задают такие вопросы: как играть с ребенком? Сколько игрушек нужно ребенку? Что делать, если ребенок скучает? Односложно на них не ответишь, потому что не такая уж это простая штука игра.

Итак, сколько же нужно времени, чтобы научить особенного  ребенка играть? Времени нужно много, а  от родителей  ребенка потребуется использовать все свои умения - быть наблюдательными, деликатными, тактичными. А главное - это умение не спешить, позволить ребенку быть таким, каков он есть, и очень ненавязчиво, мягко, не требуя, а предлагая, заинтересовывая, постараться развивать игру в нужном направлении.

 Приступим к описанию игр. Принцип этой классификации игр – используемый в игре материал.

Игры с крупами: Дождь, град

Эта игра обусловлена фактурой материала – мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. В ероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне), а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с этого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:

– позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

– некоторое время не использовать крупу в играх;

– давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

Игры с ватой 

Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, зарываться в нее, подготовьтесь заранее – запаситесь большим куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, предложите ему весь объем материала.

Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

Сугробы

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.

Снежная крепость

Затем, когда острота переживаемых ребенком в ходе игры ощущений станет спадать, предложите дальнейшее развитие сюжета игры. Для этого можно задействовать в игре разнообразные игрушки. Сделайте мишке «снежную берлогу», а куклам постройте «снежную крепость». 

 

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к коробке с кубиками и опрокинуть ее или подбросить коробку с мелкими деталями конструктора. При этом он с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. этом случае следует организовать игру.

Салют

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру – «салют продолжается».

Землетрясение

Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали – кубики, крупный конструктор, коробочки, – пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые  границы  и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, – переключите его на стереотипную игру.

Мусорка

Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы – коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки – со словами: «выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.

Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками

(перетягивание, подбрасывание, легкие удары)

У аутичных детей есть следующая особенность: они могут наносить себе удары, часто – по голове. Причина таких действий – либо самоагрессия, либо самостимуляция. В подобных случаях затевайте игру. Обычно дети сразу включаются в нее, тем более если она уже знакома по прошлым занятиям. А вы получаете возможность контролировать силу ударов, переключить ребенка с агрессивных действий на игру.

Кто сильнее

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.

Подушечные бои

Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.

Выбиваем пыль

Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: «Давай выбивать пыль из подушки – вот так, вот так!»

Детский футбол

Дети любят бросать вещи на пол и пинать их ногами. Постарайтесь дать ребенку представление о том, что нельзя поступать так со всеми вещами подряд. Например, недопустимо пинать по полу мамину сумочку или фен. Объясняйте это и словами, и на практике. Сказав: «Это нельзя!», если ребенок схватил неподходящую вещь, тут же предложите ему более адекватный заменитель. Организуйте игру в «футбол», используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (коробку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.

Падающая башня

Из больших и маленьких подушек строится башня, на которую ребенок с криками запрыгивает. Башня строится такой высоты, чтобы прыжок был безопасен для ребенка.

Штурм крепости

Из подушек, одеял, пустых коробок строим «крепость», собирая все предметы в одну кучу. Затем с криками: «Бабах! Стреляем по крепости!»бросаем в «крепость» мячи. Игра продолжается, пока куча не разлетится на куски.

Игры со старыми газетами или журналами

Птицы летят

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте – объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

Бумажная битва

Приготовьте «снаряды» – скомкайте страницы ненужных газет или журналов. Битва начинается: с криками: «от тебе!» бросайте друг в друга комки бумаги. конце такой игры соберите «снаряды» в коробку или пакет.

Бумажный листопад

В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» конце игры обязательно организуйте «уборку листьев».

Игры с водой

Обычно такие игры не обходятся без «потопа», поэтому расположитесь на кухне или в ванной комнате. Не порицайте ребенка и не пытайтесь его остановить, а организуйте игру. К сожалению, в играх с водой есть жесткие границы, если занятие проходит в городской квартире. Но летом на даче никаких ограничений быть не должно – брызгайтесь и разливайте воду, сколько захотите. Если дело происходит в квартире, будет очень хорошо, если вы вместе с ребенком «устраните последствия наводнения», собрав воду шваброй.

Наводнение, водопад, фонтан

Если ребенок захотел разлить воду, организуйте игру в ванной комнате. Наберите теплую воду в ванну и начинайте переливать ее – наливайте в большие емкости и снова выливайте в ванну, устраивая «водопад», «фонтан».

Брызгалки

Летом на улице или на даче организуйте игры с разбрызгиванием воды. Можно использовать водяной пистолет, резиновую грушу, шланг с водой. этой игре допустимо «промокнуть до нитки», но по окончании игры переоденьте ребенка в сухую одежду.

Уже из описания игр становится понятным, что их проведение- это непростое  дело, оно  потребует терпения, выдержки, постоянного контроля за ходом игры и страховки ребенка. И, пожалуй, главной трудностью станет контроль  за эмоциями ребенка, адекватностью их проявления.

Литература:

  1. Аутизм: методологические аспекты коррекции / Под ред. Морозова С.А. – М.: Сигналъ, 2002.
  2. Аутизм: методологические рекомендации по коррекционной работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002.
  3. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. Морозова С.А. – М.г 1998.
  4. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8 – 17.

 Общение с детьми с аутизмом — дайте им право голоса!

Для многих детей в спектре общение представляет много проблем.

Трудности — сформулировать что сказать, как это сказать, или ощущать себя в безопасности, говоря это, пытаясь сообщить о своих идеях, чувствах, потребностях или переживаниях — могут быть и стимулирующими и разочаровывающими.

Выбор наиболее подходящих слов, затем построение из этих слов структурированного контента, понятного другим, — этот процесс может быть слишком утомительным.

Даже для тех, кто имеет вербальную речь, тревожность при выражении самого себя в обществе может быть перегружающей.

В ранние годы жизни среда очень способствует началу общения. Дети общаются, когда они чего-то хотят или «протестуют», если им что-то не нравится. В силу того, что мир представляется хаотичным, запутанным и очень страшным для многих детей спектра, целями многих первых коммуникаций являются «убегание и избегание» ситуаций, которые их перегружают.

В профессиональной терминологии это называется «протестом».

Однако, первые способы проявления «протеста» обычно представляют собой поведения (крики, разбрасывание вещей, удары, пинки, самоагрессия, и т.д.), а не слова.

Поскольку мы часто подавляем такое поведение, игнорируя протест ребенка, то сводим на нет его попытку к общению.

Мы часто игнорируем или наказываем их за намерение общаться, разочарование от первоначальных попыток общения сказывается в дальнейшем.

Даже когда дети становятся старше и осваивают разговорную речь, мы «не слышим» их.

Так как мы хотим, чтобы дети делали определенные вещи и прекратили делать другие вещи и вели себя определенным образом, мы часто игнорируем или пресекаем их попытки иметь свой способ общения.

Мы хотим, чтобы они разговаривали и общались, но часто не даем им «голос».

Если мы хотим, чтобы дети научились общаться, мы должны предоставить им «право голоса»!

Неважно, будет ли это разговорная речь, жесты, знаки, написанные слова, вокализации, картинки или какие-то поведенческие действия — нам необходимо позволить ребенку выразить все, что он хочет или не хочет, чувствуя себя в безопасности и в комфортных условиях при этом.

Мы должны дать им «право голоса», каким бы сложным или изощренным не казался нам их способ коммуникации (жесты, звуки, мимика, поведение и т.д.).

Нам нужно создать (1) предпосылки к общению и (2) безопасную и принимающую среду, прежде чем у ребенка появится мотивация научиться более приемлемым формам общения.

В очень раннем возрасте рекомендовано начать делать следующее:

  1. С раннего возраста «вслушивайтесь» в поведение (действия) ребенка и определяйте его коммуникационные цели.

Когда ребенок поворачивается и смотрит на что-то, берет что-то или что-то бросает, издает воркующие голосовые звуки или крики — будем считать это попытками общения и придадим им смысл.

Например, когда Салли тянется к предмету, предположим, что это попытка общения и дадим определение ее действиям: «Салли хочет (называем предмет) и немедленно дадим ей этот предмет.

Если Джонни отстраняется и кричит, когда вы предлагаете ему что-то, скажем: «Джонни не любит это», — и уберем это. Поддерживаем любой повод к общению, который дает ребенок.

В свою очередь, когда ребенку вербально сформулированы подразумеваемые им намерения, он начинает осознавать, что его действия имеют эффект и изменяют действия других людей.

Сначала ребенок может не предпринимать попыток к общению.

Однако, при присвоении этим попыткам назначения и смысла, ребенок учится видеть причинно-следственную связь своих действий, влияющих на окружение.

Это позволяет совершать осмысленные действия и повышает мотивацию к общению.

  1. Найдите самый эффективный для вашего ребенка способ общения.

Хотя все мы хотим, чтобы наши дети говорили, речь не может быть самым первым и самым лучшим способом общения в определенный период.

Используйте абсолютно все коммуникационные подходы, используйте разнообразные способы (вокализации, жесты, картинки и т.д.) для установления общения.

Многих родителей беспокоит, что использование методов аугментативной (дополнительной) коммуникации будет сдерживать использование речи.

Это не соответствует действительности. Установление коммуникации в любой форме увеличит вероятность появления речи, если эта модальность доступна. Все дети сначала учатся общаться, используя вокальные звуки, жесты, мимику и т.д., прежде чем они научатся говорить.

  1. Предоставьте детям «право голоса» во всем.

Спрашивайте их мнение, узнавайте их предпочтения. Давайте им возможность простого выбора (что есть, что надеть, что делать в первую очередь и т.д.).

Если они не отвечают, сделайте им предложение и наблюдайте за реакцией («Бьюсь об заклад, Салли хотела сок!»). Считайте их реакцию (как правило, тянутся к предмету, вокализируют, отворачиваются и т.д.) попыткой коммуникациии и в ответ расскажите, как вы ее интерпретируете. Спросите их мнение, предложите им выбор, подождите немного, чтобы дать им возможность ответить. Как только они ответят, расскажите, как вы интерпретируете их ответ. Это позволит создать связь ваших ответов с их действиями.

  1. Понимайте и уважайте их «протест».

Если ребенку что-то не нравится, его что-то пугает или перегружает, сначала признайте, что вы его понимаете и подтвердите, что он может быть чего-то боится или не хочет чего-либо. Для ребенка важно чувствовать себя в безопасности, сообщая о своих потребностях.

Если возможно, уберите раздражающий фактор, или приведите его в соответствие с возможностями ребенка, или предоставьте ребенку дополнительную поддержку для его преодоления.

Признание и анализ протеста, кроме устранения его причин, изменения условий или предоставления большей поддержки, дает ребенку возможность узнать, что его мнение

(1) важно,

(2) услышано,

(3) имеет положительный эффект в оказании ему помощи.

  1. К тому же, когда ваш ребенок выражает эмоции (счастье, печаль, злость, страх и т.д.), он отмечает, что вы видите его чувства и соединяете их с причинами, которые их вызывают.

«Саша, я вижу, что ты зол, потому что не можешь достать игрушку». Таким образом, ребенок начинает связывать свои эмоции с конкретным событием и понимает, что вы восприняли его реакцию как попытку взаимодействия, которое может помочь ему справиться с ситуацией.

  1. Наконец, последнее: «ничего для ребенка без участия самого ребенка!»

Предоставьте ему право голоса во всем, что с ним происходит. Независимо от того, выражается «голос» вербально или нет, слушайте его, признавайте и уважайте его.

Это не значит, что вы должны удовлетворять все требования ребенка.

Просто убедитесь в том, что вы:

(1) дали ему возможность высказать свое мнение,

(2) признали и подтвердили его чувства,

(3) попытались изменить условия или адаптировать среду к его возможностям или предоставили дополнительную поддержку, для того чтобы он смог сделать что либо как можно лучше.

Если мы слушаем их, они будут чувствовать себя в безопасности, чтобы выражать себя и развивать более эффективные навыки общения.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: