Ранняя комплексная помощь

Дорогие мамы и папы! У вас появился малыш

Может быть, вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с 

ролью родителей, ответственных за этого пока ещё беспомощного человечка. А, может быть, вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно, и проблем в воспитании и развитии малыша для вас не существует.

Большинство из вас догадывается, что развитие ребёнка не является случайным, а подчинено определённым законам.

Младенческий возраст характеризуется формированием ощущений: вкусовых, тактильных, двигательных, слуховых, зрительных, осязательных. В период до 3 месяцев у ребёнка появляются реакции на резкие звуки, «социальная улыбка» при контакте с близкими людьми. Ребёнок начинает удерживать головку, переворачивается со спины на бок. К концу 3 месяца у ребёнка появляется «комплекс оживления»: двигает ручками и ножками, издаёт «гулящие» звуки. К 7 месяцам ребёнок хорошо различает «своих» и «чужих», пытается ползать. В 9 месяцев — ползает, ходит при поддержке взрослого, по просьбе показывает жестом предметы. Начинает использовать игрушки по их назначению. К 1 году ребёнок начинает самостоятельно ходить, понимает и реагирует на команды (просьбы, запреты), легко подражает новым слогам, широко использует жесты.

До года деятельность малыша носит предметно-ознакомительный характер. После года деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребёнка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой пред­метов. На втором году жизни у ребёнка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная де­ятельность становится ведущей. К трём годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребёнка возникает вопрос: “что с этим можно делать?”. Вместе с тем этот интерес чрез­вычайно расширяется: ребёнок стремится познакомиться с возможно большим их количеством, свойствами предметов – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

Развитие речи в этот период идёт особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребёнка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребёнок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребёнка. Она становится важнейшим средством передачи ребёнку об­щественного опыта.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Однако когда в семье рождается ребёнок, имеющий особенности в развитии, возникает ряд проблем в воспитании и развитии малыша, которые решить самостоятельно без помощи квалифицированных специалистов родители не могут. Чтобы помощь такому «особому» ребенку была более эффективной, необходимо как можно раньше выявить имеющиеся отклонения в развитии и начать целенаправленную комплексную коррекционно-развивающую работу с ребёнком.

Дети группы риска

Педиатры выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные отклонения в развитии. Это:

  • недоношенные дети;
  • дети, которых переносили;
  • дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и т.д.);
  • дети, у которых мамы страдали токсикозом беременности;
  • дети с врожденными пороками развития;
  • дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;
  • дети с гемолитической болезнью новорожденного;
  • дети, которых лечили препаратами с ототоксическим действием (антибиотиками аминогликозидного ряда);
  • дети, в чьих семьях высокий риск наследственных заболеваний, связанных с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • дети, перенесшие детские инфекции с тяжелым течением болезни {грипп, паротит, скарлатина, корь и др.);
  • дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации;
  • дети, получившие при рождении низкие балы по шкале Апгара.

Неблагополучие, если оно есть, важно заметить уже в 3-4 месяца жизни ребенка. 

Реализовать квалифицированный и планомерный подход к развитию и воспитанию такого ребёнка помогут специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации через оказание ранней комплексной помощи.

В Пуховичском районном ЦКРОиР функционирует кабинет ранней комплексной помощи детям от 0 до 3 лет с особенностями психофизического развития.

Большое внимание в нашем учреждении образования уделяется информационно-просветительской работе с родителями. По запросу родители имеют возможность получить индивидуальную консультацию специалистов по интересующим их вопросам.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней комплексной помощи и эффективными формами её организации могут в значительной мере повлиять на ход психофизического развития ребёнка. Чем раньше ребенку будет организована специальная помощь, тем с большей вероятностью можно говорить об исправлении имеющихся нарушений, а в случае наличия у ребенка тяжелых множественных нарушений развития – об ослаблении имеющихся и предупреждении появления вторичных нарушений развития.

Центром осуществляется ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет, которая представляет собой систему мер, включающую обследование, выявление и коррекцию физических и (или) психических нарушений ребенка, а также консультативную, разъяснительную помощь родителям и специалистам, работающим с данной возрастной категорией.

В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи.

Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2 - 3 раза в месяц и включает:

  • занятие непосредственно с ребенком;
  • консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;
  • обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;
  • оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.

Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий от 30 до 45 минут (определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения).

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 раза в неделю.

Уважаемые родители, если у вас вызывает беспокойство развитие вашего ребёнка.

Если Вас беспокоят вопросы:

Развивается ли мой ребенок соответственно возрасту?

От чего это зависит?

Как развивать ребенка?

Чему учить в первую очередь?

Как помочь моему малышу?

Мой ребенок развивается медленнее своих сверстников.

У моего ребенка особенности развития, связанные с его умением управлять своим телом.

Меня тревожат проблемы общения ребенка с другими людьми.

У моего ребенка трудности в овладении речью.

Мой малыш совсем не интересуется игрушками.

Для получения консультации либо квалифицированной помощи специалистов ГУО «Пуховичский районный ЦКРОиР» вы можете обратиться по адресу: ул. Садовая, 1, г.п.Руденск, тел. 80171350644.

 

Возрастные особенности развития ребенка на первом году жизни

Социально-эмоциональное развитие:

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует "своих" и "чужих". Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

 

Общая моторика, моторика рук:

3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); садится (6 мес.); хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); манипулирует 2-3 предметами (8 мес.); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.); вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).

 

Зрительно-двигательная координация:

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

 

Восприятие, предметно-игровая деятельность:

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); поворачивается на звук (с 6 мес.); Фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.); смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); захватывает предмет (5-5,5 мес.); локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.); занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

 

Психическое развитие:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

 

Понимание речи:

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.); узнает голоса близких (с 7 мес.); отвечает на имя (с 8-9 мес.); прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов (с 11 мес.); хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.); обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.).

свернуть

Возрастные особенности развития ребенка от 1 до 2-х лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.

 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.

 

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища".

свернуть

Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

 

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

 

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

свернуть

Родителям, важно вовремя заметить!

КАК ПОНЯТЬ, СЛЫШИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Если ребенок до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание погремушкой, колокольчиком (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4-х месяцев — не реагирует на звучание хотя бы одной из игрушек или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то пора к ВРАЧУ-СУРДОЛОГУ. Ведь для вашего малыша важно, чтобы его проблему со слухом заметили как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.

 

КАК ПОНЯТЬ, ВИДИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Уточнить возможности зрительной функции малыша можно также в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз ребенка.

Если ребенок не тянется к ним, а в ситуации бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. В данном случае необходима дифференциальная диагностика и консультация ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА.

 

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РАЗВИТИИ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ?

Понаблюдайте, может ли ваш ребенок:

  • к 4 неделям — удерживать голову в положении на животе;
  • к концу 3-го месяца — лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья;
  • к 3-4 месяцам — исчез ли повышенный тонус в мышцах;
  • к 6 месяцам — может ли ребенок свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину;
  • к 7 месяцам -ползает (много, быстро, в разных направлениях);
  • к 8 месяцам — может ли сам садиться, сидеть и ложиться, может сам встать, стоять, опускаться, придерживаясь руками за барьер, переступать, держась за барьер;
  • к 12 месяцам — стоит самостоятельно, делает первые шаги;
  • к 1 году 3 месяцам — может свободно пройти 20 шагов;
  • к 1 году 6 месяцам — может свободно бегать;
  • к 1 году 9 месяцам — может свободно ударить по мячу без поддержки за руки.

 

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА.

 

Есть повод для беспокойства, если:

  • ваш малыш к 8 месяцам не делает даже слабых попыток ползти, не приподнимается на ручках, не пробует двигаться вперед, а лежит, какие бы вы ему игрушки ни предложили;
  • если кроха остановился на раскачивании на четвереньках и никак не может перейти к следующему этапу — удерживая живот, сделать хотя бы несколько движений вперед (или назад);
  • если ваш малыш после многократных попыток ползти делает это как-то странно: на спине, по-пластунски, боком, совсем не поднимаясь на ручках.

 

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:

  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в 5-8 месяцев ? лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);
  • в 10 месяцев ? подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
  • в 1 год ? первые слова-обозначения;
  • в 1 год 6 месяцев ? подражает взрослому, произнося простые слова;
  • 2 года ? в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ?

Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:

  • выраженное нарушение тонуса;
  • трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);
  • закрывание ушей и закрепление при этом стереотипов (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);
  • закрывание глаз;
  • сильная реакция на какой-либо предмет, действие;
  • ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);
  • отсутствие исследовательской активности {не изучает предметы, нет вопроса «почему?»);
  • длительное наблюдение за движущимися предметами;
  • ребенок не стремится навстречу, когда к нему наклоняется кто-либо:
  • сверхсерьезность;
  • не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;
  • отсутствует эмоциональное заражение;
  • самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя); отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;
  • отсутствие подражания;
  • слова не привязывает к ситуации;
  • ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.
свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: