Учителю-дефектологу
Рекомендации учителям - предметникам и классным руководителям интегрированных классов
Проблема образования детей с особенностями психофизического развития является очень значимой в современном образовании, имеет всеобъемлющий характер, так как затрагивает интересы всего общества. Всем известно, что совместное (интегрированное) обучение – это такая форма обучения, при которой возникает особое объединение учащихся, которые обучаются по общеобразовательной программе, с учащимися, которые обучаются по специальным программам в силу своих психофизических особенностей. Осуществление интеграции – это дело не одного дня и не одного года. И главной целью, как руководителя, так и всех педагогов, является выпускник, который, несмотря на свои психофизические особенности, будет способен войти во взрослую жизнь, интегрироваться в ней как полноценный и полноправный член общества, выпускник, который будет готов к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми и продуктивной деятельности. А выпускник с сохранным интеллектом будет готов к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, будет способен с уважением относиться к различиям между людьми.
Опыт показывает, что успешная интеграция возможна, если она будет строиться на соотвествующем фундаменте: это коллектив единомышленников, соотвествующая система работы с кадрами, обобщение опыта лучших учителей классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, включение всех заинтересованных в хороших результатах лиц и организаций.
Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого –медико-педагогической комиссии
При определении или уточнении образовательного маршрута ребенка необходимо выполнить определенную цепочку действий
Этап |
Специалисты |
Временной интервал |
1. Выявление трудностей в обучении, взаимодействий с другими детьми, нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций. |
Специалисты УО (учитель класса, учитель-дефектолог, психолог) |
Первый год обучения (желательно) |
2. Беседа с родителями. |
Специалисты УО (учитель класса, учитель-дефектолог, психолог, администрация ) |
|
3. Консультация врача-психоневролога, психиатра. Проходят у врача по месту жительства |
|
|
4. Запись на ПМПК по телефону. Сбор пакета документов для прохождения ПМПК: (характеристика с места учебы, выписка из истории развития ребенка, осмотр врачей: отоларинголога, офтальмолога, невролога, логопеда; справка от психоневролога; образцы продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по математике и языкам). |
Учитель класса, законные представители. |
|
5. Консультация в условиях ПМПК Центра. В случае несогласия с заключением оформляется письменный отказ, и ребенок продолжает обучение по программе общеобразовательной школы. Коррекционную помощь не получает В случае согласия с предложенной программой и формой обучения, оформляется письменное согласие. Ребенок получает образование в соответствии с рекомендациями. |
Законные представители, специалисты Центра |
апрель-май |
6. Передача сведений о детях с ОПФР, нуждающихся в организации обучения в классах интегрированного обучения в районное управление образования. |
Специалисты Центра, специалисты УО |
июнь |
7. Комплектование классов интегрированного обучения, принятие управленческих решений. |
Специалисты УО, центра |
июль-август |
8.Сообщение законным представителям детей о месте обучения ребенка. Информация находится в ГУО «Пуховичском районном ЦКРОиР», в школе, где ранее обучался ребенок. |
Специалисты УО, центра |
август |
Рекомендации учителям - предметникам и классным руководителям интегрированных классов
- Учителям необходимо постоянно подвергать свою деятельность анализу, вести поиски обновления методов, приёмов обучения и воспитания, внедрять приёмы дифференцированного обучения.
- Систематически проводить индивидуальную работу с детьми с ОПФР:
- дополнительные занятия;
- профилактические беседы с учащимися и родителями;
- построение работы на диагностической основе.
- Классным руководителям использовать активные формы работы для формирования коллектива и самопознания учащихся, использовать разнообразные методы поощрения. Корректировать план воспитательной работы с учётом данных психолого-педагогической диагностики.
- Учителям на уроке осуществлять самоконтроль:
- не увлекаться быстрым темпом подачи материала, т. к. у детей с ОПФР замедленно протекание нервных процессов;
- шире использовать положительное эмоциональное подкрепление;
- уделять особое внимание организации учебного процесса (готовность ребенка с ОПФР к уроку, правильность оформления тетради, разных видов работ, требования к ведению дневника);
- Учитель-предметник должен помнить, что урок в интегрированном классе должен быть с частой сменой видов деятельности.
- У детей с ОПФР не должна превышаться норма письма, главная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
Причины и формы неуспеваемости
Введение
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью современного воспитания. Личность развивается на протяжении всей жизни. Ребенок имеет огромные потенциальные возможности. На то, как он их реализует, какой личностью станет, огромное влияние оказывают общество и его культура, особенности общения с взрослыми (родителями), собственная активность ребенка и, конечно, система воспитания и обучения.
Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Каждый ребенок характеризуется специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.
К сожалению, наряду с успешными в обучении детьми в школе есть и учащиеся с низкими
реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот. Думается, что школа имеет уникальную возможность избавить ребёнка от груза неудач, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития.
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет.
Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках, по окончании школы. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.
Что же такое неуспеваемость, в чём её причины, как она проявляется, и какие мероприятия следует проводить для её предупреждения?
Понятие неуспеваемости в педагогике
Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка.
Одним из первых мыслителей, который начал искать теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и обучения, был Ян Амос Коменский. Он поставил великую задачу: создать педагогику, дающую гарантию успеха – без малейшей возможности провала. Я.А. Коменский считал, что все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно. Даже в отношении детей медлительных и вялых он видел возможность успешного обучения. Коменский придавал большое значение личностным переживаниям детей в процессе обучения и считал, что все они могут быть успешными в учебе, за исключением тех, кого сегодня называют детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущей целью педагогической системы Януша Корчака было создание условий, для максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения. Польский педагог был убежден, что каждый ребенок имеет право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, право на использование ребенком своих достоинств и сокрытие недостатков, право на игру, движение.
Успешность воспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Большое значение он придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».
Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных видов отставания и своевременно устранять их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
На основании историко-педагогического анализа можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание адекватны социокультурным условиям, и успешность процесса обучения и воспитания в разные периоды жизни общества обусловливаются различными подходами к их организации, отбору содержания и средств, конечному результату. Многие педагоги считали, что неспособных к обучению детей нет, надо создавать благоприятные условия для их развития.
Причины неуспеваемости
В исследованиях учёных-педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В.Занков, С.Т. Шацкий и др.) причины неуспеваемости делятся на зависящие от учителя и не зависящие. Среди первых называются следующие: слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохая организация их работы, неверная оценка учителем характера и причин затруднений, отсутствие дифференциации обучения, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности, неправильный выбор путей установления контакта с семьёй и другие.
К не зависящим от учителя причинам неуспеваемости относят биологические факторы (неумение правильно организовывать свой учебный труд, отсутствие интереса к учению и желания учиться, слабое общее развитие), социальные факторы (неблагоприятная атмосфера в семье, плохие жилищные условия, отсутствие книг и учебных пособий, переполненность классов), психологические факторы (несформированность приемов учебной деятельности, недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной деятельности ребенка, неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы детей).
Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.
Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда: закрытые помещения, ограниченные пространства.
Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его учения – слишком высокой.
Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения с взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и школобоязни.
Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, где в полной мере проявляется их беззащитность.
Виды неуспеваемости
Определение видов неуспеваемости содержится в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые к концу четверти имеют много неудовлетворительных оценок.
Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях классной дифференциации.
Типы неуспеваемости
Ю.З. Гильбух предложил и описал психолого-педагогическую типологию специфического отставания по учебному предмету. Были описаны три типа отставания по учебному предмету: учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельности, учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности, учащиеся с сочетанием признаков.
Для учащихся с низкой интенсивностью учебной деятельности по предмету характерно следующее поведение: дети часто отвлекаются на уроках, невнимательны, нарушают дисциплину, в дневниках таких детей много замечаний и др. Получая замечание, такие школьники сосредоточиваются лишь на короткое время. Учебным занятиям уделяют мало времени, у них нет желания заниматься предметом, они увиливают от учебной нагрузки. При этом у таких школьников уровень умственного развития достаточный, чтобы успешно усвоить материал по предмету.
Причины такого отставания можно найти как в личностных особенностях учащегося (пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; снижен интерес к предмету), так и в обучении (недостатки в организации, формах и методах процесса обучения, недостатки в методике работы учителя).
Пропустив большое количество уроков по учебному предмету, ученик стал сталкиваться с трудностями при усвоении нового материала. Препятствия оказались для него труднопреодолимы самостоятельно, учитель и родители не предприняли мер помощи, что привело к снижению интереса к занятиям.
Для учащихся с низкой эффективностью учебной деятельности по предмету свойственны внимательность, старательность, они затрачивают много сил на занятия по учебному предмету, но не справляются.
Внутриличностные причины такого отставания - несформированность умений и навыков учения, недостатки познавательной сферы (низкий уровень развития способности к обобщению и рассуждению, ригидность мыслительных процессов, низкий уровень развития восприятия и пространственного воображения, низкий уровень развития специальных способностей), а внеличностные причины - отсутствие дифференцированного подхода к учащимся.
В одних случаях низкая эффективность учебной деятельности в области академического знания у школьников обусловлена низким уровнем развития специальных способностей. Причины неразвитости познавательных способностей могут быть обусловлены как внешними факторами, так и нейрофизиологическими. Со временем из-за длительных неудач в учебе, отсутствия систематической работы по преодолению неуспеваемости со стороны учителя, родителей происходит снижение интенсивности учебной деятельности.
В других случаях низкая эффективность учебной деятельности в академической области обусловлена пробелами знаний, умений, навыков по предыдущему материалу (пропуск по болезни). Мотивация учебной деятельности является внутренней, учебные способности развиты удовлетворительно, но сам ученик не может наверстать пробелы в знаниях, умениях и навыках.
И чаще всего в школе наблюдается сочетание признаков низкой эффективности и низкой интенсивности учебной деятельности. Все негативные факторы накладываются друг на друга, что приводит к отставанию более длительному по времени, сложно поддающемуся коррекции.
Предупреждение неуспеваемости
Для того чтобы у ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе. Крайне важно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития.
В психолого-педагогической литературе данная проблема отражается следующим образом. Приходя в школу, ребенок попадает в качественно новый для него мир, который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Перед ребенком стоит цель приспособления к школьному учителю, к учению, к дисциплине в школе.
Для предупреждения проблемы неуспеваемости многие психологи рекомендуют формировать у учащихся знания, умения, навыки с использованием конкретного материала, разбрасывать и применять различные виды помощи для успешного решения предъявляемых заданий.
Важнейшим предупреждением неуспеваемости является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.
Проблемы, приводящие к неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому важно осуществлять и вести систематическую работу с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.
Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.
Заключение
Таким образом, причины школьной неуспеваемости следующие: биологическая неполноценность ребенка; недостаточная подготовка ребенка в школе; недостатки познавательной деятельности; недостатки развития мотивационной сферы ребенка; социальные факторы; причины неуспеваемости, зависящие от учителя.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия: восполнение пробелов в их учебной подготовке и одновременно развитие познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Перед ними ставятся такие задачи, чтобы была возможность достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.
При опросе таким учащимся рекомендуется давать больше времени для обдумывания ответа, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.
В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание уделяется дифференцированной работе учителя на уроке. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.
В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, а старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Литература
- Абасов, З. А. Эта вечная проблема - неуспеваемость / З. А. Абасов // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 22-29.
- Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов // Педагогика школы в двух словах [Электронный ресурс]. - 2002. – Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru. - Дата доступа: 10.02.2008.
- Гильбух Ю. З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания / Ю. З. Гильбух. – Киев: Рад. шк., 1985. – 176 с.
- Монина, Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г.Б. Монина, Е.В. Панасюк. - СПб.: Речь, 2006. - 200 с.
Мы в соцсетях & RSS