Дорогие мамы и папы! У вас появился малыш
Может быть, вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с
ролью родителей, ответственных за этого пока ещё беспомощного человечка. А, может быть, вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно, и проблем в воспитании и развитии малыша для вас не существует.
Большинство из вас догадывается, что развитие ребёнка не является случайным, а подчинено определённым законам.
Младенческий возраст характеризуется формированием ощущений: вкусовых, тактильных, двигательных, слуховых, зрительных, осязательных. В период до 3 месяцев у ребёнка появляются реакции на резкие звуки, «социальная улыбка» при контакте с близкими людьми. Ребёнок начинает удерживать головку, переворачивается со спины на бок. К концу 3 месяца у ребёнка появляется «комплекс оживления»: двигает ручками и ножками, издаёт «гулящие» звуки. К 7 месяцам ребёнок хорошо различает «своих» и «чужих», пытается ползать. В 9 месяцев — ползает, ходит при поддержке взрослого, по просьбе показывает жестом предметы. Начинает использовать игрушки по их назначению. К 1 году ребёнок начинает самостоятельно ходить, понимает и реагирует на команды (просьбы, запреты), легко подражает новым слогам, широко использует жесты.
До года деятельность малыша носит предметно-ознакомительный характер. После года деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребёнка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов. На втором году жизни у ребёнка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трём годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребёнка возникает вопрос: “что с этим можно делать?”. Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется: ребёнок стремится познакомиться с возможно большим их количеством, свойствами предметов – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.
Развитие речи в этот период идёт особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребёнка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребёнок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребёнка. Она становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Однако когда в семье рождается ребёнок, имеющий особенности в развитии, возникает ряд проблем в воспитании и развитии малыша, которые решить самостоятельно без помощи квалифицированных специалистов родители не могут. Чтобы помощь такому «особому» ребенку была более эффективной, необходимо как можно раньше выявить имеющиеся отклонения в развитии и начать целенаправленную комплексную коррекционно-развивающую работу с ребёнком.
Дети группы риска
Педиатры выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные отклонения в развитии. Это:
- недоношенные дети;
- дети, которых переносили;
- дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и т.д.);
- дети, у которых мамы страдали токсикозом беременности;
- дети с врожденными пороками развития;
- дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;
- дети с гемолитической болезнью новорожденного;
- дети, которых лечили препаратами с ототоксическим действием (антибиотиками аминогликозидного ряда);
- дети, в чьих семьях высокий риск наследственных заболеваний, связанных с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
- дети, перенесшие детские инфекции с тяжелым течением болезни {грипп, паротит, скарлатина, корь и др.);
- дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации;
- дети, получившие при рождении низкие балы по шкале Апгара.
Неблагополучие, если оно есть, важно заметить уже в 3-4 месяца жизни ребенка.
Реализовать квалифицированный и планомерный подход к развитию и воспитанию такого ребёнка помогут специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации через оказание ранней комплексной помощи.
В Пуховичском районном ЦКРОиР функционирует кабинет ранней комплексной помощи детям от 0 до 3 лет с особенностями психофизического развития.
Большое внимание в нашем учреждении образования уделяется информационно-просветительской работе с родителями. По запросу родители имеют возможность получить индивидуальную консультацию специалистов по интересующим их вопросам.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней комплексной помощи и эффективными формами её организации могут в значительной мере повлиять на ход психофизического развития ребёнка. Чем раньше ребенку будет организована специальная помощь, тем с большей вероятностью можно говорить об исправлении имеющихся нарушений, а в случае наличия у ребенка тяжелых множественных нарушений развития – об ослаблении имеющихся и предупреждении появления вторичных нарушений развития.
Центром осуществляется ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет, которая представляет собой систему мер, включающую обследование, выявление и коррекцию физических и (или) психических нарушений ребенка, а также консультативную, разъяснительную помощь родителям и специалистам, работающим с данной возрастной категорией.
В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи.
Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2 - 3 раза в месяц и включает:
- занятие непосредственно с ребенком;
- консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;
- обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;
- оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.
Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий от 30 до 45 минут (определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения).
В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 раза в неделю.
Уважаемые родители, если у вас вызывает беспокойство развитие вашего ребёнка.
Если Вас беспокоят вопросы:
Развивается ли мой ребенок соответственно возрасту?
От чего это зависит?
Как развивать ребенка?
Чему учить в первую очередь?
Как помочь моему малышу?
Мой ребенок развивается медленнее своих сверстников.
У моего ребенка особенности развития, связанные с его умением управлять своим телом.
Меня тревожат проблемы общения ребенка с другими людьми.
У моего ребенка трудности в овладении речью.
Мой малыш совсем не интересуется игрушками.
Для получения консультации либо квалифицированной помощи специалистов ГУО «Пуховичский районный ЦКРОиР» вы можете обратиться по адресу: ул. Садовая, 1, г.п.Руденск, тел. 80171350644.
Мы в соцсетях & RSS